Российский рынок автобетононасосов и автобетоносмесителей

Лето по праву считается наиболее горячим, как в прямом, так и в переносном смысле, временем года для представителей строительного рынка. В особенности характерно для этой поры активное ведение масштабных строительных работ, поэтому в сегодняшнем обзоре хотелось бы поговорить об одних из самых важных агрегатах – автобетононасосах и автобетоносмесителях. И такой выбор не случаен, так как именно бетон является одним из основных строительных материалов.

Автобетононасос

Итак, для начала изучим менее объемный, но не менее важный рынок автобетононасосов. Сразу отметим их основное преимущество перед стационарными моделями, речь в данном случае идет о мобильности. Таким образом, автобетононасос наиболее целесообразно применять на объектах, где отсутствуют условия для других видов строительной техники, при условии что и расстояние непосредственно до объекта составляет 10 — 65 метров. В частности, наибольшей мощностью в данном сегменте отличаются бетононасосы немецкой торговой марки Putzmeister, которые, как правило, располагают на пятиосном шасси Kenworth C500B. Производительность таких агрегатов достигает до 200 м3/час.

Что касается моделей отечественного производства, то они собираются сегодня на единственном предприятии – ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Кстати говоря, объемы выпуска единиц бетононасосов в год на этом заводе достаточно незначительны и даже на треть не могут удовлетворить потребности покупателя. Не в пользу нашего производителя свидетельствует и тот факт, что импортные поступления автобетононасосов по результатам 2012 года более чем в десять раз превышают показатели объемов выпуска данной техники в нашей стране. Если же брать во внимание цифры первого полугодия текущего года, то объемы производства на Туймазинском заводе автобетоновозов можно сопоставить с показателями 2011 года.

Опять же, что касаемо импорта, то здесь наблюдается стабильный прирост в течение всего посткризисного периода и основной поток автобетононасосов, как правило, поставляется в нашу страну производителями азиатских стран. Так, к примеру,  только Южная Корея по итогам января — июня 2013 года занимает 58,6%, что в свою очередь есть максимальным показателем для других участников рынка, среди которых особенно выделяется KCP HEAVY INDUSTRIES Co. Ltd. Пимечательно, что эта компания является достаточно молодой, так как была сформирована сравнительно недавно, в 2002 году, что никак не мешает ей стабильно занимать лидирующие позиции по импорту, благодаря относительно низкой стоимости. Также в числе корейских компаний можно выделить такие имена, как JUNJIN, DONGYANG и KYUNGWON.

В тоже время, автобетононасосы немецких торговых марок занимают всего 20% импорта в натуральном выражении, при этом в стоимостном отношении Германия занимает твердую первую позицию и это вполне закономерно, так как средняя цена одного авто с бетононасосной установкой варьируется в пределах 340 тыс. долларов США. Тогда как южнокорейский аналог стоит в районе 86 тыс. долларов США. Кстати самым дорогим экземпляром по итогам продаж является автобетононасос CIFA K52L-HPG1808 на базе пятиосного шасси TGS 50.440, импортированный ООО «Итирус».

Автобетоносмесители

Что касается автобетоносмесителей, то история их развития начинается еще в далеких 30-х годах прошлого века, когда бетон начали перевозить не в кузове авто, а в специальной цистерне, благодаря особым свойствам которой готовая смесь более длительный период времени не теряла своих первоначальных характеристик. И хотя в современности технологии претерпели значительных модернизаций, все же основная функция автобетоносмесителей осталась прежней.

А вот если анализировать рынок автобетоносмесителей, то вполне можно заметить абсолютно противоположную рынку автобетононасосов ситуацию в соперничестве между отечественными и иностранными производителями. И такого результата российские компании смогли достичь совершенно честно, и вполне заслужено. Так выделить стоит 2 следующие компании:

  • ЗАО «КОМЗ-Экспорт», основанное в 1999 году и занимающееся производством автобетоносмесителей под маркой «Тигарбо». Примечательно, что максимальный показатель прироста производственных сил был зафиксирован в 2011 году и равнялся 145%, притом, что доля предприятия остановилась на отметке 64,2%.
  • ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ТЗА) в тот же период показал прирост производственных показателей в 300%, что дало возможность ему увеличить свою долю на отечественном рынке с 25,3% в 2010 до 35,8%.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что по результатам первого полугодия 2013 года завод из Башкортостана вышел на первую позицию, при этом опередил своего основного конкурента из Ростовской области всего на 10 единиц техники. Прирост же производственных показателей Туймазинского завода автобетоновозов в январе — июне 2013 в соотношении с аналогичным периодом 2012 года показал 52,5%. Тогда как КОМЗ-Экспорт, наоборот уменьшил объемы производства автобетоносмесителей на 5,6%. В тоже время Пушкинский машиностроительный завод также решил не оставаться в тени и заявил о себе, выпустив на рынок четыре единицы автобетоносмесителей уже в первом полугодии 2013 года.

Кроме того, в отличие от статистики по ввозу автобетононасосов, где лидирующие позиции занимают представители южнокорейской республики, российский импорт автобетоносмесителей ведущие позицию предоставил компаниям из Китая. Хотя, стоит заметить, что в период, охватывающий январь — июнь 2013 года наблюдался существенный спад показателей импорта, в том числе, и ввиду снижения объемов поставок из Поднебесной, процентный показатель которых в указанный период сократилась с 67,8 до 32,6%.

И, наконец, в заключение хотелось бы сказать, что на сегодня объемы рынка сбыта, как для автобетононасосов, так и для автобетоносмесителей продолжают множиться в геометрической прогрессии следуя за стремительно растущими потребностями строительного сегмента, хотя и в несколько различных направлениях. Так, если в первом варианте на долю иностранных компаний производителей перепадает большая часть пополнений отечественного рынка, в сравнении с российскими производителями, то в ситуации с автобетоносмесителями именно отечественные компании более чем уверенно конкурируют и неизменно занимают лидирующие позиции.

Обратите внимание, что данный анализ внешнеторгового рынка был произведен без учета статистических данных по продажам в Республике Беларусь и Казахстан, начиная с 1 июля 2010 года.